?

Log in

No account? Create an account
аватар

eyange


Мир глазами женщины или записки Елены Янге

"Каковы мысли, таков и мир".


Previous Entry Share Next Entry
Виртуальный диалог с издателем
аватар
eyange

Диалог в izdato с Сергеем Пархоменко

Вклинилась тут в разговор на izdato о «малогабаритном» романе. Главным в теме был cook (это я уже потом посмотрела, что cook – это известный журналист и издатель Сергей Пархоменко):

http://community.livejournal.com/izdato/1134695.html

Три реплики Пархоменко, три – мои. Разговор прервался, ясности по-прежнему нет, зато есть ощущение, что женщин-авторов издатели, мягко говоря, не уважают. Видимо, им кажется, что шедевры могут творить только мужчины.

Итак, каков должен быть минимальный объём романа, чтобы его напечатали?

cook

Конечно, если обсуждать тему серьезно, то строго говоря, роман - как и любая литературная форма, не лимитируется никаким "законом об объемах". Можно и два четверостишия поэмой назвать. Но с точки зрения книгоиздания, роман - это нечто, что издается отдельной книгой. Отдельная книга в 4 а.л. - вещь редкая и рискованная. Допустима только в некоторых специальных случаях (например, если автор очень знаменит и популярен, и ЛЮБАЯ его новая книга будет принята с благодарностью, вне зависимости от соотношения объема и цены). Но вот "Циников", например, я бы издавать отдельно не стал. 

Оттолкнувшись от фразы: «Отдельная книга в 4 а.л. - вещь редкая и рискованная», вступила в обсуждение я.

eyange   Например, роман Анны Гавальды "Я её любил, я его любила".
Правильно поняла? 157 с., на некоторых страницах - всего два-три абзаца. Мне он понравился, даже очень. Однако до сих пор не пойму (вот ведь какое сейчас время - революционное!): что есть роман?
В данном случае: события трёх дней, место действия - коттедж или дача (у камина), два действующих лица - свёкр и невестка, разговор по душам, воспоминания одного, обида другой (и как же не горевать/обижаться, если муж бросил). И потрясающий вывод, к которому приходишь самостоятельно: не тому сложно, которого бросили, а тому, кто бросил.

 

cook Вы хотите серьезно анализировать эту... гм-гм... литературу? А зачем? Она для этого совершенно не предназначена. Хотите поговорим с вами о химическом составе кофе из "Кофе-Хауза"? А коэффициент преломления кока-колы вас интересует? А удельная плотность соуса "кисло-сладкий" из Макдональдса? По-моему, это все были бы странные занятия. Такие жидкости и вещества предназначены для другого: проглотил - и порядок.
Когда я говорил о редкости и рискованности, я имел в виду сугубо коммерческую сторону дела: автор популярный, круг почитателей, готовых рефлекторно подхватить с прилавка любую новинку со знакомым именем - сложился. Значит, можно издавать отдельной книжкой и пятилистовый роман, и трехлистовый. А случаи, вроде "Шелко" Барикко - это действительно уникальные ситуации, выходящие совершенно из ряда вон. Тогда речь идет о настоящей драгоценности, отношение к которой не зависит от размера - будь то вес (в каратах) или объем (в знаках с пробелами).

 

eyange Я - в нокдауне!
Пока ещё теплится сознание, хватаю промелькнувшую мысль и, глядя в ваши ясные глаза, шепчу:
- Не любите Гавальду? А как же её "круг почитателей, готовых..."
Голос изменяет мне, и я замолкаю.
Сквозь плотную вату, укутавшую сознание, слышу: " Вы хотите серьезно анализировать эту... гм-гм... литературу?"
Ирония в вашем голосе похожа на хлыст. Короткий ожог, и я встаю.
- Да! - отвечаю я. - Готова "рефлекторно подхватить..."

 

cook Не стоит так волноваться. Нравится Гавальда? Не надо этого стесняться. Имеете полное право. А я вот люблю острые крылышки из "Ростикса". Ну и что? Я же этого не скрываю... Ноубоди из пёрфект, как говорится. Фастфуд тоже не дураки придумывали. А рецептура "бигмака" вообще, в некотором роде, совершенно безупречна. Но только зачем же всерьез это анализировать? Давайте сохраним силы и настроение для подробного разбора Томаса Манна, Ромена Гари или вот, хоть бы и Ивлина Во.

 

eyange Не волнуюсь, просто не понимаю. А хочется!
Томас Манн, Ивлин Во - очень хорошо! Готова разбирать любимых мною Голсуорси, Моэма, Фаулза. Однако мне нравятся и Саган, и Гавальда, и Дина Рубина. Думаю, женщин с такими вкусами много.
Однако вот в чём проблема! Наш вкус определяют мужчины-издатели. Они предлагают любовные и сентиментальные романы (не уровня перечисленных мной авторов), а существенно ниже и говорят:
- Милые пташки! Кушайте!
- Извините, уже не хотим! Это фастфуд, а от него может быть язва, гастрит, кожа испортится, рефлексы затормозятся...
- Да, бросьте! Расслабьтесь - "рецептура "бигмака" ... совершенно безупречна".
Полное непонимание! Вот интересно: среди издателей есть женщины?

 


Вы даже не представляете себе, до какой степени не по адресу ваш упрек.

Дело в том, что Варя Горностаева - создательница издательства "Иностранка" и на протяжении почти десяти лет его руковолитель и вдохновитель, - моя жена. Она. несомненно, лучшая в стране женщина-издатель. Можете перепроверить это суждение у тех, кого сами считаете хорошо разбирающимися в книжном деле.

Среди женщин-издателей я упомянул бы еще Ирину Прохорову (создателя и руководителя прекрасного издательства "НЛО"), Ирину Богат (директора издательства "Захаров", открывшего миру писателя Бориса Акунина), Ирину Балахонову (директора замечательного детского издательства "Самокат")... А вообще-то там вовсе не одни только Ирины попадаются. Потратьте пять минут, посидите в Гугле, - и откроются вам поразительные знания, относительно роли женщин в отечественном книгоиздании.

Так что вы в плену ужасных, тяжелых предрассудков...

Тем более не стоит с таким пренебрежением отзываться об авторах-женщинах, которые составляют основу бизнеса Вашей жены. Это некорректно.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Издатели у нас (хоть женщины, хоть мужчины) формируют только вкусы покупателей, "готовых рефлекторно подхватить с прилавка ..." , зато у критиков - крен в иную сторону. Они насилуют вкусы тех, кто рефлекторно жаждет прослыть интеллектуалом. Потому назначаются как бестселлеры для легкого чтения, так и искусственно выстроенные, концептуальные, сочинения для "избранных". Человеку, самостоятельно формирующему свою "корзину" чтения, нелегко устоять под натиском рекламы с обеих сторон.

Лена, спасибо тебе за изыскания, за труд, за попытки анализа. Ты сама продираешься в издательских дебрях и нас ведешь. На мой взгляд, твой собеседник просто оригинальничал, ничего нового, конструктивного он не сказал. Ушел от ответа. Пусть уж не обижается. Есть, есть у них, у издателей этакое снисходительно-высокомерное отношение. Что же, мы терпим.
Между прочим, женщин-писателей, на которых они зарабатывают - очень много. И женщин-читателей тоже больше мужчин. Такая уж наша Родина - женщины у нас самая активная часть Общества.
А вот этот расчет на рефлекторность вообще больше схож с продажей продуктов питания. Думаю, дело в том, что нет у нас толкового обзора книжных новинок. Все рефлекторно. Очень жду, когда Сергей Макиенко создаст свой новый Интернет-ресурс. Он обещал там сделать именно толковые обзоры. Тогда и читатели будут лучше ориентироваться. Ведь многие просто поддаются рекламе. И литература становится чем-то вроде желтой прессы, публицистики. Потому-то трудно даже издателям сформулировать, что же такое РОМАН. Они сами сомневаются. Думаю, тут у тебя наберутся комменты. Выложи потом в Сообщество.

Спасибо. Что-то я пропустила насчёт интернет-ресурса Макиенко. Сбрось ссылочку.

не переживайте, и мужчины тоже порой пишут чушь, а если и издают эту пакость, то, в основном, на свои деньги :)

Женщины среди читающей публики, бесспорно, составляют большинство. Расклад писателей - фифти-фифти.
Но в кругах критиков и во всевозможных жюри преобладают мужчины.
И, хотя разница между образованными женщинами и мужчинами невелика, роли, отведенные им в обществе, в литературном - в частности, сильно разнятся.

"роли, отведенные им в обществе, в литературном - в частности, сильно разнятся" - +100).
Так будет ещё лет сто. Недавно читала интервью с Улицкой, она говорит о том же.

Сама (пока??) не пишу, но Елена, Вас и пишуших и читающих коллег-ЖЕНЩИН поддерживаю всеми силами!
Давненько заметила, что то не так в "мужском царстве", где женщины вынуждены что то доказывать в очередной раз и самостоятельно прокладывать дорогу в профессиональный мир.
Тут психолог-мужчина подсказывает: "все от неуверенности. неуверенности мужчин(: (сарказм - мой:))"

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Это не сарказм, а совершенно правильное объяснение.

Я бы добавила, что неуверенность – не только в отношениях с нами, но и в собственной мужественности. В былые времена назвать воина женщиной означало оскорбить его. Не говоря уже о «сделать женщиной». Формального равноправия мы вроде бы достигли, но в мужском подсознании отпечаталось: встать на точку зрения женщины – унизительно, страшно, стыдно. Многие мужчины, читая тексты женщин, не совсем сознательно, но ожесточённо сопротивляются пониманию. А потом говорят: там и понимать-то нечего.


Как хорошо вы сказали: "в мужском подсознании отпечаталось: встать на точку зрения женщины – унизительно, страшно, стыдно".
Абсолютно согласна!
Видимо, причина неприятия "экономического продукта", идущего от женщины, именно в этом.

Дорогая, где искать умных мужиков? В среде издателей? Казалось бы, где же еще, если не там.

Авторская работа - 1

Вопросы вполне по существу. Попытаюсь кратко на них ответить:

1) Работа начинающего автора с издателем заключается прежде всего в том, чтобы совершить осознанный, разумный выбор этого самого издателя. Обращение автора в издательство останется бессмысленной тратой времени для обеих сторон, если автор не потрудился выяснить, куда он, собственно, обращается, и не способен членораздельно сформулировать, зачем он это делает. Общение автора с его будущим издателем начинается с изучения автором издательского рынка: направлений деятельности и специализации разных издательств, структуры их "репертуара", круга их интересов, наличия среди их продукции тех или иных жанровых или тематический серий, коллекций и т.п. Автор обязан на основании глубокого и полного знания книжного рынка совершить точный и ответственный выбор: определить того единственного издателя (или может быть, достаточно узкий круг из нескольких издателей), которому он сделает обоснованное, серьезное, содержательное предложение. Рассылать написанную книгу веером по всем известным автору электронным адресам, устраивать ковровую бомбардировку по всем и всяческим издательским сайтам, по существу, становясь узкоспециализированным спамером, заваливающим своими рукописями всю "издательскую базу" - бессмысленно и оскорбительно для обеих сторон.

Следующим этапом становится подготовка написанного (а в редких случаях - еще только задуманного) произведения к этому предложению издателю. Автор обязан составить для самого себя ясное представление о том, для кого предназначено его произведение, чем оно отличается от аналогичных произведений, выходивших в последнее время, каковы его жанровые и тематические особенности, его объем и технические характеристики, какова степень его готовности, в какие сроки оно может быть окончательно завершено. Все это он должен уметь связно и разумно изложить в своем предложении. Для этого несомненно понадобится грамотно составленный синопсис произведения. Рядом с ним должен фигурировать значимый и достаточно объемный фаргмент текста, дающий ясное и правдивое представление о его стилистических особенностях, об авторском языке, интонации, об уровне мастерства писателя. Крайне желателен также проработанный план книги, ее оглавление или хотя бы описание ее структуры, композиции.

И это - только самое начало. Это работа автора - на этапе предложения издателю. Самое интересное начинается дальше, когда (и если) предложение принято, когда книга пишется, когда она передана в редакцию для редактуры и верстки (тут начнется работа с редактором, с дизайнером, с иллюстратором, если он имеется, с пиарщиками и промоутерами и т.п.). Но это уж совсем другие сюжеты...

(more)


Авторская работа - 2

2) Что касается участия в продвижении, то тут совершенно не важно, молодой автор или пожилой, начинающий или завершающий. Книге сопутствуют разнообразные сопровождающие материалы - аннотации, анонсы, иногда тексты на плакаты и флаерсы, реклама разного рода и т.п. - странно, если автор не заинтересован принять участие в их подготовке. Вполне вероятно, что потребуется работа с прессой, - автор обязан отнестись к ней профессионально и ответственно, выложиться тут по максимуму. Причем, работа его не в том, чтобы пудрить носик и завивать локоны, дожидаясь, пока его позовут на ток-шоу федерального телеканала - давать интервью Тине Канделаки и Андрею Малахову одновременнно. Вполне вероятно, что ему придется долбить среди ночи текст ответов на идиотские вопросы, присланные по и-мейлу безграмотным рецензентом какого-нибудь заштатного "информационного портала", или самому писать отзыв о собственной книге, который потом вставит в полосу ленивый и тупой редактор третьесортного журнальчика.

Нужно дорожить любой возможностью общения с потенциальным читателем и уметь преумножать такие возможности, несмотря на изначальную скудость ресурсов и инструментов. Вести блоги. Заводить знакомства с обозревателями и критиками. Дружить с товароведами в книжных магазинах. А самое главное - постепенно становиться цельным, самобытным, по-настоящему интересным человеком, значимой литературной фигурой. То есть таким автором, к которому естественным образом просыпается интерес у всех - и у журналистов, и у публики.

Самая частая претензия автора к пиарщикам издательства - а почему у меня не берут интервью. На это чаще всего хочется ответить встречным вопросом: а о чем с вами разговаривать? кому и чем вы можете быть интересны? что вы знаете такого, о чем способны связно рассказать?

Вот вам и ответ про "помощь продвижению". А уж лежание "на кубике" - не причина, а следствие интереса, который писателю удалось сформировать к себе собственными неустанными, упорными и поистине творческими усилиями. В тесном содружестве и сотрудничестве с автором, конечно. Куда ж без этого.

Re: Авторская работа - 2

Восхищена столь подробным ответом! Это и есть тот коструктивизм, который должен присутствовать в книгоиздании (я имею в виду деловой разговор между издателем и автором). То, что вы написали, надо ещё обдумать, однако, просмотрев намеченную вами программу, первой реакцией был тяжёлый вздох. "О-хо-хонюшки! - подумала я. - Когда же появятся литагенты и у нас? Когда мы - российские писатели будем заниматься только тем, чем и должны - писать хорошую литературу?" Знаю-знаю! Ответ крутится на языке: "Есть реальность, из неё мы исходим". Согласна. Однако путь, описанный вами, предполагает наличие у автора сразу большого набора черт: таланта, трудолюбия, упорства, умение анализировать, расчитывать, прогнозировать, договариваться, рекламировать... + уникальный актёрский дар (ибо автор должен обаять издателя, критика, тележурналиста и предстать перед читательской аудиторией в том виде, в котором его хотят видеть). Прямо многогранник какой-то! Это из той же оперы, что и уникальность нашей русской женщины
Будем считать, программа для авторов есть.
Если позволите, ещё несколько вопросов (ведь в в книгоиздании есть третье звено - читатель)
- Каким образом наши издательства отслеживают вкусы и предпочтения читателей?
- На какие категории разбита читательская аудитория (есть ли какая-нибудь аналитика в этом вопросе)?
- Какие литературные направления вы считаете перспективными?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
А что он такого сказал? Извините, мне моего IQ не хватает понять. В разных издательствах все по-разному. Он описал, как это происходит у него. Или должно происходить в идеале. То есть, сначала автор пишет гениальный текст. Потом гениально разбирается в часто абсолютно невнятных сайтах издательств - уже была дискуссия на эту тему с гендиректором Рипола, где он признал, что сам не знает, что он хочет издавать. Итак, автор - он все еще называется так - находит идеально подходящее для его рукописи издательство, с помощью ясновидения, которым он тоже владеет, проникает в замыслы издателя, предугадывает их и в нужный момент выскакивает из-за кустов со своим гениально написанным синопсисом плюс анализом читательских пристрастий. Доказывает издателю, что его книга станет бестселлером, профессионально-гениально пиарит сам себя, никого не напрягая, сам продает тираж и т.д. А что тогда издательство со всеми его отделами и службами должно делать? Если автор уже все сделал. За что оно берет деньги? Разделение труда когда-то давно превратило человека в человека. Один пошел на охоту, другой горшок слепил из глины. Не каждый человек, Лена права, в состоянии быть мастером на все руки, даже при большом желании.

В очередной раз поражаюсь твоей мудрости, Делиде!
Фраза "Разделение труда когда-то давно превратило человека в человека" мне как-то не пришла в голову.
В своём последнем комментарии к моей реплике наш уважаемый визави признал: требования к современным писателям настолько велики, что "им (писателям)не позавидуешь. То есть позавидуешь, конечно, но и ужаснешься тому, на что они себя обрели".


Не они(писатели)себя обрекли, а допотопные отношения писатель-издатель. Не партнерские, а какие-то псевдо-вражеские. :)) Плюс не очень высокий общий уровень развития общества и личности. Есть на свете душевные люди, есть ценящие других, есть любящие своих авторов - потенциальных и реальных. Есть интеллигентные люди и умные мужчины, как сказала тут одна девушка. Шучу, кто не понял. ШУЧУ, шпионы. Мне вообще этот серьезный день и базары надоели. Хочется шутить, мне это привычней.Щас в личку отришу .

Оля, тебя пора в депутаты. Я серьезно. Молодец.

Маленькая ремарка: интерес (для другого)- это всегда исключительно субъективное понятие.
Вот и ваш интерес, Сергей, к этой дискуссии выглядит, как интерес посетителя зоопарка к его обитателям. Не так ли?

Извините, я ошибочно "обронил" тут обрывок своего комментария. Целиком он находится здесь - http://community.livejournal.com/avtoram_com/69948.html?thread=1239356#t1239356

Лучше, наверное, там продолжать обсуждение, если вам интересно.

а вот когда я был негром, у нас был коллективный псевдоним, между прочим - женский:) и он гораздо больше нравился издателям, чем мужские. впрочем, тогда (конец 90-х) конкуренция среди женщин-писцов была не такая великая, как сейчас.